Home Help Sitemap  
     
 

Автоновости

Автокаталог

Логотипы автомобилей

Авторемонт

Концепты

Онлайн игры

Автоюмор

Женщины за рулем

Женщины за рулем продолжение

Законодательство

Автомузей

История автомобильных эмблем

Архив автоновостей

Правила дорожного движения

Восточный экспресс

Автомобильный завод Iran Khodro – одно из самых динамичных и амбициозных предприятий в ближневосточном регионе. Материал из октябрьского номера журнала «Колеса»

Машины этой марки известны в трех десятках стран мира, поэтому руководство Iran Khodro считает эту компанию «лицом» национальной промышленности. «Лицо», в свою очередь, пользуется ощутимой поддержкой со стороны государства. «Колёса» своими глазами увидели, как собирают машины в Иране, на заводе №1 на Ближнем Востоке.

Дело тонкое

Иран – интереснейшая страна, с добрыми и жизнерадостными жителями. И это – несмотря на кажущуюся строгость мусульманских традиций. Да, здесь до сих пор не пьют (алкоголь) и не едят свинину. Да, здесь в 40-градусную жару не встретить мужчину в шортах, а женщину – без хиджаба (мусульманского платка).

Но, судя по приветливым лицам иранцев и спокойствию на улицах главных его городов, им это совсем не в тягость. Жизнь в нынешней Персии протекает размеренно и безмятежно, с перерывами на еду и молитву.

Кстати, для разговоров с Аллахом не обязательно посещать мечеть. Намаз (молитва) может застать иранцев в любом месте и в любое время, и мусульманин бросит все свои дела и падет ниц для немедленного обращения ко Всевышнему.

Почти восьмимиллионный Тегеран застроен многоэтажными домами и отелями, банками, административными зданиями, выполненными, в основном, в духе современной западноевропейской архитектуры.

Менее крупные города – например, третий по величине Исфахан – притягивает туристов гораздо сильнее столицы: местная архитектура не оставит равнодушным даже искушенного Востоком европейца. Площадь Имама, вторая по величине в мире, мечети с громадными, изрисованными мельчайшим рисунком куполами и высоченными минаретами, куполовидные арки и старые дворцы шахов переносят на столетия назад – в древние времена, когда не было ни автомобилей, ни ядерных реакторов…

В Иране мало иномарок. Автопарк страны составляет продукция двух ведущих производителей: Saipa и Iran Khodro. Первый собирает, в основном, возрожденные из пепла Kia Pride. О продукции второго, лидера на внутреннем рынке, расскажем подробно, но чуть позже.

А отсутствие «иноземцев» в Иране легко объяснимо. Во-первых, непомерные ввозные пошлины отбивают всякую охоту чужаков лезть в персидские земли со своим товаром. Во-вторых, это не Эмираты: здесь не принято щеголять своим достатком перед соседями. Людям нужно только средство передвижения – не больше. Роскошь и достаток? Согласно Корану, прелести жизни ждут всех после смерти. Восток, однако…

Экспорт – любой ценой?

– Сколько-сколько? – переспросил сосед-иранец, и, получив повторный ответ, начал что-то бурно обсуждать на фарси с другими пассажирами TУ-154, летящего из Москвы в Тегеран.

Знание английского языка помогло Али Мохаймани, моему собеседнику, распознать «тринадцать тысяч долларов» – цену Samand в России. «Thirteen thousand dollars? – снова переспросил Али с неподдельным удивлением и мысленно перевел «зеленые» в иранские риалы. – Но почему Iran Khodro продают вам автомобиль за те же деньги, которые он стоит в Иране?» Тогда я не нашел, что ему ответить. Видимо, у Iran Khodro (далее – IKCO) есть на то причины...

IKCO – КРУПНЫЙ КОНЦЕРН, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ С ДЕСЯТОК ДОЧЕРНИХ КОМПАНИЙ. ПРИЧЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАНИМАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО СБОРКОЙ АВТОМОБИЛЕЙ, НО ТАКЖЕ РАЗРАБОТКОЙ И ПРОИЗВОДСТВОМ ДВИГАТЕЛЕЙ И РОБОТОТЕХНИКИ, ИНВЕСТИЦИЯМИ, СТРАХОВАНИЕМ И ДАЖЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ.

Завод расположен в промышленной зоне, в 14 км от Тегерана. Здесь находится колоссальных размеров комплекс – с десятками цехов, складов и всем необходимым для жизнедеятельности сотрудников, включая собственный… футбольный стадион.

Со стапелей тегеранского предприятия сходят модели Peugeot 206 и 206 Sedan, Samand, а также его новая версия – Soren, недавно представленная на московской выставке Интеравто. В прошлом году (по иранскому календарю прошлый год закончился 21 марта 2007 г.) были произведены 525 000 легковых автомобилей и пикапов. До конца нынешнего перед IKCO стоит задача произвести более 635 000 единиц легковой техники.

Iran Khodro – частная компания с 30% государственным участием. Контрольный пакет акций находится в руках частных инвесторов, а президент компании назначается советом директоров.

В то же время, правительство страны понимает, что ориентированная на экспорт компания — это имидж промышленности Ирана на мировой арене. Поэтому Правительство Исламской Республики Иран активно помогает экспортерам вообще и Iran Khodro в частности.

За каждый автомобиль, который уходит за рубеж, IKCO получает компенсацию от государства. Сумма приблизительно равна 20% от его стоимости. Таким образом, с каждого проданного Samand изготовитель получает назад около $2 500.

К тому же, государство возвращает все таможенные пошлины, собранные за ввоз иностранных комплектующих для сборки экспортированного автомобиля. К примеру, в Иран ввозится 33% комплектующих Peugeot 206 хэтчбек и 41% – «206-й» седан.

Все пошлины, собранные за эти машины после их продажи, скажем, в России вернутся в Тегеран. Отсюда и разница в цене между продаваемыми в Иране и нашей стране автомобилями. Вернее – в ее отсутствии…

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ, ЗАВОД IRAN KHODRO ЗАНИМАЕТ 16-Е МЕСТО СРЕДИ АВТОСБОРОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В МИРЕ И ПЕРВОЕ – НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. КРОМЕ ИРАНА, ПРОИЗВОДСТВО ТАКЖЕ РАЗМЕЩЕНО В АЗЕРБАЙДЖАНЕ, БЕЛАРУСИ, ВЕНЕСУЭЛЕ И СИРИИ. СКОРО ЗАВОДЫ ПОЯВЯТСЯ В СЕНЕГАЛЕ, ЕГИПТЕ И КИТАЕ.

Обновление и «газификация»

Относительно недавно в Иране ввели талоны на топливо. Говорят, ограничение составлено на уровне обычных потребностей рядовых иранцев – таксистов, например, лимитирование не коснулось. «Никто в стране от этого не пострадал, – утверждает полномочный представитель «Иран Ходро» в России и СНГ г-н Мохаммади. – И на ситуацию на рынке это также практически не повлияло. Разве что вырос спрос на малолитражки»…

К тому же, на газовое топливо никаких ограничений нет. В связи с этим до 60% продукции «Иран Ходро» для внутреннего рынка предлагается с газовым топливом в качестве доступной альтернативы.

В то же время Правительство Ирана стремится не только подтолкнуть свой народ к использованию газового топлива, но и избавить страну от старых, экологически и технически устаревших автомобилей. Для этого была принята программа смены старых автомобилей на новые: всем владельцам автомобилей «возрастом» старше 25 лет предлагается поменять их на новые на выгодных условиях, получив от государства $3 000 за свою старую машину.

Позже вступит в силу следующая часть аналогичного госпроекта: возраст утилизируемых автомобилей составит 15 лет. В течение ближайших пяти лет правительство ожидает менять более 500 000 автомобилей ежегодно.

Впечатляет, правда?! Через пять лет в этой стране не останется сильно подержанных автомобилей, будут только новые. Относительно, конечно: мы же не считаем Peugeot 405 образца конца 90-х современной моделью?

В то же время, избавиться от автохлама не помешало бы и России. Другое дело, что в бюджете нашей страны вряд ли когда-нибудь найдутся 3 000 «нерублей» для каждого претендента на их получение. А таковых у нас наберется на два Ирана…

 

Home | About | Services | Reviews | News | Contact

Copyright © AvtoSL Journal