Home | Help | Sitemap | |||||||||
Архив автоновостей |
Звезды с неба Покинувшая авторынок 5 лет назад аэрокосмическая фирма Matra успела оставить свой звездный след.В коллекции Renault (огромном хранилище из более чем 600 авто, что расположено во Флане под Парижем) можно найти среди раритетов и странного вида Renault Espace c гоночными опциями. Представители фирмы с гордостью вспоминают, что он был создан в сотрудничестве с аэрокосмической фирмой Matra. Впрочем, на счету Matra не только гоночная версия. Дело в том, что Matra просто переполняли технологии, которые вполне можно было применить и на гражданке (кстати, специалисты по аэродинамике стоят дороже племенных футболистов). Да и при всем расцвете гонки вооружений Матра жила с контрактов, штуки непостоянной, так что фирма рада была диверсифицировать ремесло (дабы не сосать лапу от голода в грустные дни, когда конкуренты обходили матровцев в хлебных коридорах военных ведомств). А на авторынке было чем поживиться: процветание докатилось до Европы и сломало классовые барьеры, так что на спорткарах стала ездить не только кучка аристократов, но целые полчища французов – киношников, рекламистов, дизайнеров, и просто плейбоев. Djet 5 имел характерные миндалевидные фары, входившие в моду на европейских и французских машинах, кузов-купе и, понятно, аэродинамические претензии. Машина была обильно остеклена, так что казалось, что ее венчает растекшийся на солнце колпак пилотской кабины. Таких авто с 1,1-литровым движком Renault-Gordini было выпущено свыше 900. Первым же дорожным спорткаром стала следующая модель Matra-530. На этот раз дизайн был целиком от Matra, а размещенный по центру двигатель V4 – от Ford. Машина отличалась сумасшедшей аэродинамикой, однако большого коммерческого успеха не имела. К счастью для фирмы, оставались ещё ракеты и спутники, так что неунывающая Matra совместно с SIMCA в 1972 году вывела на рынок модель Bagheera – новое трехместное купе с двигателем объемом 1442 см3, отличавшееся всеми чертами семидесятых. Приземистый обтекаемый снаряд был тупо обрезан спереди плоской полоской радиатора. «Багира» положила начало кооперации с Chrysler Europe, чьими активами стали SIMCA, Talbot и др. Вслед за ней последовал более скромный автомобильчик Talbot-Matra Rancho, паркетный внедорожник с приводом на два колеса и пластмассовым кузовом. Именно инвестиции Chrysler позволили в 1981 г. вывести на рынок и ещё один спорткар – стильную «Мурену» (Murena), уже с 2,5-литровым двигателем. И все бы, может, и хорошо, да головной американский Chrysler совсем потерял голову и оказался на грани банкротства, так что в 1978 г., выкручиваясь, сбыл европейские активы с рук от греха французскому гиганту Peugeot-Citroen. Matra уже привыкла к субподряду, так что, трудясь с новыми партнерами, начала разработку минивэна-однообъемника под механику Peugeot. Как раз в это время к власти пришло социалистическое правительство Франсуа Миттерана. Началась национализация крупнейших французских ТНК и военных фирм. Под горячую руку попала и «Матра», однако хозяину фирмы Жану Лагардеру, по сути, удалось отбиться. Протестуя против разделения фирмы на гражданскую и военную части, он со товарищи добился сохранения структуры компании, хотя 51% акций и попал в руки государства. Возможно, огосударствление отпугнуло Peugeot, но зато вскоре сделало новым партнером Matra госконцерн Renault. Он фактически и взял под патронаж автоветвь Matra в 1983 году. От такого горя Matra попыталась продвинуть модель Avantime, но она оказалась непродаваемой. Тогда менеджеры фирмы попытались продвинуть ее на Британские острова, для чего начали переговоры с MG Rover, вступавшим в свою агонию. Ни к чему путному это не привело, так что в 2003 г. собственная линия Matra нашла свое завершение. Однако французам удалось совершить неплохой марьяж. Гражданская часть продалась итальянской Pininfarina и стала французским отделением глобальной технологической империи. Так что некий еврохэппи-энд в саге о Matra все-таки есть. Что говорить, единый объем – одна из любимых тем в концептах начала XXI века. На Renault, вспоминая историю с однообъемниками, законно отмечают, что всю механику на Espace сделали они, да и, не заинтересуйся они тогда проектом, он бы мол вообще умер. К тому же там напоминают, что вся идея однообъемника была воплощена в макет впервые в Renault, что видно по одному из образцов 1961 года. Они успешно рисовали эти прозрачные машин с вращающимися креслами и даже пытались воплотить их в макеты, но дело, как и у французов, тогда не пошло. То, что на Matra таки пробили идею, делает им честь.
|
||||||||||
Home | About | Services | Reviews | News | Contact Copyright © AvtoSL Journal
|