|
Автоновости
Автокаталог
Логотипы автомобилей
Авторемонт
Концепты
Онлайн игры
Автоюмор
Женщины за рулем
Женщины за рулем продолжение
Законодательство
Автомузей
История автомобильных эмблем
Архив автоновостей
Правила дорожного движения
|
Трансмиссионные маслаТрансмиссионные масла применяют в редукторах, раздаточных коробках, коробках передач, мостах, рулевых механзмах. Если вращающий момент передается зубчатыми колесами, то масло выполняет только функции смазки.
Но также бывают случаи, когда момент передается самим маслом, как, например, в гидромеханических передачах (классические АКПП). Обычно зубчатые передачи и подшипники смазываются при погружении в масло и разбрызгивании. Однако есть конструкции, где такой смазки недостаточно - тяжело нагруженные или особо сложные механизмы с труднодоступными для капель и масляного тумана сопряжениями требуют принудительного подвода масла. К ним смазку подают под давлением. Для обеспечения работоспособности механизмов трансмиссионные масла должны выполнять следующие функции: -предотвращать износ поверхностей трения за счет образования стойкой масляной пленки между ними; -снижать потери на трение в зубчатых зацеплениях; -отводить излишнее тепло; -удалять продукты износа из зон трения; -защищать детали от коррозии; -снижать ударные нагрузки на шестерни, вибрации и шум, уплотняя зазоры между поверхностями трения. Несмотря на то, что трансмиссионные масла работают в условиях более легких, чем моторные, они испытывают высокие нагрузки. Рабочая температура масла в агрегатах изменяется от температуры окружающего воздуха до 200 градусов, однако в точках контакта зубьев часто возникает кратковременный местный перегрев - до 300 градусов, а иногда и выше. В результате - износ, задиры, выкрашивание зубьев шестерен и другие неприятности. К трансмиссионным маслам предъявляют самые разнообразные эксплуатационные требования, подчас довольно противоречивые. Масла должны, с одной стороны, сохранять высокую вязкость при рабочих температурах, чтобы не разрушалась пленка и нормально уплотнялись зазоры, с другой - не становиться слишком вязкими при низких температурах окружающей среды, чтобы в начале работы агрегата холодное масло не препятствовало свободному вращению шестерен. Способность масла соответствовать этим требованиям отражает параметр, называемый индексом вязкости. Чем он выше, тем меньше изменяется вязкость масла в зависимости от изменения температуры. Кроме того, масла должны обладать высокими противокоррозионными, антиокислительными, антипенными свойствами, а также иметь длительную стабильность характеристик в рабочих условиях и при хранении и не быть агрессивными по отношению к резиновым уплотнениям и цветным металлам. К маслам, работающим в автоматических коробках передач, предъявляются гораздо более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и противоокислительным свойствам, чем к применяемым в других агрегатах. Поскольку автоматические коробки включают в себя несколько совершенно разнородных узлов - гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления, - спектр функций масла весьма широк. Оно и смазывает, и охлаждает, и передает вращающий момент. Динамические нагрузки в таких передачах меньше чем в обычных коробках передач из-за отсутствия жесткой связи между двигателем и трансмиссией. Средняя рабочая температура масла в картере автоматической коробки составляет 80-95 C, в жаркую же погоду при городском цикле движения она может подниматься до 150 C. Конструкция автоматической коробки такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, ее избыток расходуется на внутреннее трение масла. Многообразие производимых трансмиссионных масел для различной техники вызвало необходимость разработки и использования классификаций масел, которые позволяют правильно решить вопрос выбора сорта масла для данной конструкции трансмиссии. Представленные ниже таблички помогут вам в этом нелегком деле. Группы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 Группа Состав Рекомендуемая область применения 1Минеральные масла без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в обьеме до 90 С 2 Минеральные масла с противоизносными присадками То же,при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в обьеме до 130 С 3 Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в обьеме до 150 С 4 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в обьеме до 150 С 5 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в обьеме до 150 СЗа рубежом для классификации трансмиссионных масел применяется аналогичная классификация. В нижепреденной таблице дано примерное соответствие классов вязкости и эксплуатационных групп трансмиссионных масел по ГОСТ и группам классификации API Соответствие классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ и классификациям SAE J306C и API Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85Класс вязкости по SAE J306C Группа по ГОСТ 17479.2-85 Группа по API 9 75W ТМ-1 GL-1 12 85W ТМ-2 GL-2 18 90 ТМ-3 GL-3 34 140 ТМ-4 GL-4 - - ТМ-5 GL-5 Надеюсь, хоть что-то прояснилось.
|