Home | Help | Sitemap | |||||||||
Архив автоновостей |
Автомобиль эпоха - Citroen Traction Avant У каждой эпохи есть свой автомобиль, по которому можно безошибочно провести рубеж времени: Европа до, Европа после. Будь это пожелтевшее фото, черно-белый фильм или любовный роман, но проскочивший в нем переднеприводной «ситроен» с двойным шевроном на радиаторе всегда подскажет по какую половину тридцатых Вы очутились. С 1935 года «ситроенов» модели Traction Avant, что в переводе с французского значит «Передний привод», было выпущено 758 тысяч. Такси, полицейские, частные авто. С этими «ситроенами» Франция пережила декаданс тридцатых, темные «века» оккупации и разброд сороковых. Они упорно не хотели сходить с дистанции и тридцать лет спустя, так что в комедии «Мозг» 1967 года Бурвиль и Бельмондо ездили по Парижу на такси-»ситроене» с дырявым дном. Облик этих машин, напоминающий о Франции эпохи карет, и позже оставался притягательным. И «Ситроен» цвета свежей простыни прописался в одном из самых эстетских французских фильмов восьмидесятых - «Луна в сточной канаве» Жан-Жака Бенекса. Наверное, это был первый проект легендарного промышленного пионера, который не заладился. Так уж вышло, что Андре Ситроен с молодости не знал поражений. Он сделал риск и презрение к принятым стандартам образом жизни уже, когда предложил рынку шестеренки с треугольными зазубринами вместо прямоугольных. Его сумасшедшие автопробеги, его манера вкладываться в свои идеи до последнего су. Если строить сервис, то с пунктами по всей Европе, если играть на рулетке, что он любил, то, ставя миллионы. Полковник Игнатьев, царский, а позже большевистский эмиссар в Париже, как-то с раздражением заметил ему, что человек, отвечающий за судьбы десятков заводов и сотен тысяч людей, не должен вести себя так. Первым запатентовал его без последствий в 1902 году немец Роберт Швенке (Robert Schwenke). В двадцатых технический директор английской Alvis капитан Смит-Кларк (George Thomas Smith-Clarke) продвинул передний привод на спорткары. Увы, почти всегда вырываясь на гонках вперед, переднеприводные «элвисы» сходили с трассы из-за капризов сложной конструкции. То тормоза, то подвеска... Рой конструктивных «но» не выпускал переднеприводные авто дальше гоночных трасс. Начиная с 1928 года Alvis удалось серийно выпустить всего 142 спорткара Alvis 12/75, но род прервался в 1931 году. В том же году немецкий DKW Расмуссена начал выпуск переднеприводных двухтактных малюток, позже подаривших передний привод Audi. Однако тогда их новация рассчитывалась под очень узкий сегмент рынка. Звезд с неба никто не хватал. А чтобы вбросить передний привод в массы, поставить автомобиль с ног на уши, нужна была ставка европейского масштаба. Капитал и карьера Ситрона оказались прогрессу очень кстати. Пленившись собственным проектом, Ситроен втиснул в него не только передний привод. Машина получила цельнометаллический кузов, независимую подвеску с торсионами на задней оси и даже коробку-автомат: пунктиком Ситроена была скупка патентов гроздьями. Одно «но»: все технологии уже были разработаны, но не отработаны. Ставить их на поток - было рискованно, что, скорее всего, и влекло Ситроена. Прототип Traction Avant был разработан авиаинженером на фирме Voisin с двадцатых переключившейся с истребителей на автомобили и выдававшей авангардные модели часто с большой «примесью» алюминия. Вуазен и Ситроен давно сотрудничали, наверное, правильней сказать, что все они просто перетекали по вечерам из одного парижского кафе в другое, прихватывая стаи художников, архитекторов и роковых девиц. Так, предание гласит, что Ситроена случайно завели в мастерскую молодого итальянского скульптора-студента Фламинио Бертони. Там и вышел разговор о Traction Avant. Если верить легенде Бертони сделал дизайн за одну ночь и это был не эскиз, а пластилиновый слепок. И верно, некий отпечаток трехмерности словно застыл в машине, сразу выделив ее среди других. Говорят, с той ночи Citroen, а позже и весь автопром перешел на макеты, а Бертони на работу в Citroen. Машина получила 32-сильный двигатель, не делавший ее слишком скоростной. Зато для комфорта у TA более не было подножки, но при этом она стелилась по земле так, что можно было влезть в нее не карабкаясь. Новый Citroen Traction Avant был готов в мае 1934 года. Все должно было получиться, но в начале тридцатых мировой кризис накрыл и Францию. Вопреки всему Ситроен инвестировал все, что имел в новый завод под производство Traction avant (с обычным для Ситроена размахом на бал в честь новинки было приглашено 6500 гостей). Увы, высокотехнологичная машина была ещё сыра. АКПП Sensaud de Lavaud напротив оскандалилась прямо на глазах у зрителей. Давала сбои и подвеска, так что о хорошо разрекламированной безопасности не могло быть и речи. Ситроена крупно подвела манера вывешивать свое имя во всю Эйфелеву башню: по-хорошему модель просто требовала тщательной доводки, а тут каждый ляп широко освещался в прессе. Доброжелатели гадали: доиграется везунчик или нет, и Ситроен наконец проиграл. В декабре 1934 года банки перекрыли кислород: при 140 миллионам франков долга фирма была объявлена банкротом. Андре Ситроен покинул завод в январе 1935 года, а вскоре его попросили и из его дворца в Довиле. Фирма вскоре оказалась в руках у одного из кредиторов. У «серых кардиналов» французского автопрома, шинных королей Мишлен, старых друзей Пежо. Хвост завертел собакой, но к счастью грамотно. Тяжело заболев, Ситроен умер в июле того же тридцать пятого года, так и не узнав, что тщательно доделанная его командой машина положит начало триумфальному наступлению переднего привода, в конце концов, в массе одолевшего задний. Почти забытый Одним из первых путешествовать на авто решился американец Чарльз Глидден, который в 1902–1907 годах на модели Napier проехал по ряду стран Азии, а также по Австралии и Новой Зеландии. В общей сложности он преодолел более 80 тыс. км, побывав в 35 странах мира. Однако известности вояж Глиддена не получил. Первый трансконтинентальный А вот об этом путешествии заговорил весь мир, поскольку организовала и освещала его известная французская газета Le Matin. В начале 1907 года она поместила объявление: «Найдется ли кто-нибудь, способный проехать на автомобиле от Парижа до Пекина этим летом? Это было бы грандиозным испытанием, которому когда-либо подвергался автомобиль, на маршруте в 12 тыс. км». Победителю предлагался приз – 100 тыс. франков. Немногие тогда восприняли это всерьез. Но были и другие. Первым откликнулся владелец автозавода и один из основателей Автомобильного клуба Франции маркиз де Дион. Причем его беспокоило не расстояние, а то обстоятельство, что для авто его фирмы не найдется соперников в столь замечательном приключении. Но уже к вечеру появился первый конкурент – Клеман Конталь, а затем и другой – итальянский князь Шипионе Боргезе, который заказал автомобиль для дальних поездок фирме Itala. Свой автомобиль заявила и компания Spiker. В общей сложности набралось пять экипажей – четыре авто и один трицикл. Тем временем газета занялась организацией пробега. Если с европейской частью маршрута все было ясно, то дороги Китая, Монголии и азиатской части России оставались загадкой. Кроме того, предстояло договориться с властями всех стран о содействии участникам путешествия. Наконец все формальности улажены, назначены место и дата старта – столица Китая, 10 июня 1907 года. В Пекине спортсменов провожали европейские дипломаты, китайские чиновники и огромная толпа народа. Первые потери появились вскоре после старта: трицикл оказался непригодным для бездорожья и выбыл из борьбы, да и автомобили постоянно ломались. Ремонтировали их с помощью подручных средств и местных умельцев. Гонку стразу же возглавила Itala, остальные участники отстали от Боргезе на две недели. Большая часть пробега проходила по территории России. 28 июля Боргезе прибыл в Москву, а 10 августа ему рукоплескал восторженный Париж. Из Нью-йорка в Париж Ралли Нью-Йорк – Париж, проведенное в 1908 году, стало самым длинным автомобильным путешествием своего времени. Организаторами выступили газеты Le Matin и New York Times. После старта в Нью-Йорке машины должны были своим ходом добраться до Берингова пролива, переехать его по льду, а затем через Сибирь и Европу прибыть в Париж. Участвовать в невиданном мероприятии отважились несколько десятков автомобилистов. Фаворитами были американец Джордж Шустер на Thomas-Flyer, немец Ганс Кеппен на Protos, итальянец Генри Хааг на Brixia-Zust и француз Бурсье на De Dion-Bouton. В числе участников пробега значились также автомобили Sizaire-Naudin, Motobloc и мотоцикл Verner. Старт дали 12 февраля 1908 года на глазах у пятидесятитысячной толпы. Пока трасса шла по территории США, средний дневной пробег составлял 140 км. Правда, из-за плохих дорог технику часто ремонтировали, а Thomas-Flyer даже пришлось полностью перебрать на одном из дилерских пунктов фирмы. К началу апреля машины дошли до западного побережья США, но выяснилось, что северный участок маршрута своим ходом автомобилям не преодолеть. Решили переправляться в Азию морем из Сиэтла. 22 апреля пароход с автомобилями отплыл в Японию, а потом машины тем же способом отправили во Владивосток. К началу путешествия по территории России в строю оставалось лишь четыре экипажа. Первым 26 июля 1908 года финишировал немецкий экипаж на Protos, а Thomas-Flyer прибыл лишь через четыре дня. Однако немцы набрали в ходе пробега 30 суток штрафа, и победу в величайшем автопутешествии всех времен и народов присудили американцам. Африканский рейд «Черным рейдом» назвали рекламно-научную автомобильную экспедицию 1924 года по Африке, организованную компанией Citroёn. Руководил экспедицией один из директоров компании Жорж-Мари Хаардт. Стартовали участники в октябре в алжирском городе Коломб-Бешар на восьми автомобилях и до озера Альберта шли одной колонной. В Кампале (столице Уганды) экспедиция разделилась на четыре группы – по две машины в каждой. Группа Хаардта пересекла португальскую Африку, дошла до Мозамбика, переправилась на Мадагаскар и закончила маршрут в его столице Тананариве. В путешествии участникам пришлось преодолевать джунгли, искать проходы в болотах по берегам озер и рек, сталкиваться с дикими племенами аборигенов. По пути члены экспедиции собирали коллекции для зоопарков и музеев и в общей сложности привезли более 300 экземпляров млекопитающих, 800 птиц и 15 тыс. насекомых. Окончился рейд 26 июня 1925 года, когда все четыре группы высадились на Мадагаскаре и прибыли в его столицу. В целом по Африке было пройдено более 20 тыс. км. Это путешествие показало, что для механического транспорта Черный континент уже не преграда. Но были и другие результаты – научные и художественные. Кинооператоры отсняли более 26 км пленки, из которых создали около полусотни документальных лент. Плюс данные о недостатках и достоинствах автомобилей, богатейшие этнографические коллекции и 6 тыс. уникальных фотоснимков. Загадочная азия Самым трудным автомобильным путешествием ХХ века считается «Желтый рейд», также организованный компанией Citroёn в начале 30-х годов. Было решено пересечь Азиатский регион с запада на восток (старт – в Бейруте, финиш – в Пекине), по пути проводя научные изыскания. Маршрут составил 12,5 тыс. км по дорогам и бездорожью, через труднопроходимые перевалы, причем в условиях локальных конфликтов, раздиравших регион. Возглавил рейд неутомимый Жан-Мари Хаардт. Стартовал пробег 4 апреля 1931 года. Правда, советское правительство отказало в визах участникам, и часть маршрута, проложенную по территории СССР, пришлось исключить, а планы срочно поменять. Вместо одного отряда автомобилей сформировали два: один вышел из Бейрута в Китай, второй – ему навстречу. Рандеву наметили в центре Тянь-Шаня, в местечке Аксу. Бейрутская группа первую часть маршрута прошла легко, однако вскоре начались проблемы. Подробных карт районов, где пролегал маршрут, не было, дорогу часто приходилось узнавать у населения и встречных караванщиков. Особенно тяжело отряду пришлось в Афганистане: по 12 часов в день водители вели машины на 50-градусной жаре. Средняя скорость движения – 8 км в сутки! Тем не менее отряд пробивался к Китаю, пока позволяли условия, а когда тащить на себе машины уже не было сил, одну из них оставили в Гилгите (Индия), вторую же в разобранном виде отправили в Париж. Дальше двинулись верхом… Еще хуже пришлось китайской группе. В Китае шла гражданская война, и путешественники угодили в плен. Их судьбой занялись дипломаты, которые все-таки добились освобождения соотечественников. В Кашгаре (Китай) обе группы встретились, и путь до Пекина был пройден на автомобилях китайской части экспедиции. Пробег финишировал в столице Поднебесной 12 февраля 1932 года, однако радость победы омрачила последовавшая вскоре смерть Хаардта, скончавшегося 16 марта. Вернувшихся во Францию участников «Желтого рейда» чествовали в большом зале Сорбонны. Самый старый Rolls-Royce в мире выставят на торги Самый старый из сохранившихся до наших дней автомобилей Rolls-Royce будет выставлен на аукцион. Как сообщил аукционный дом Bonhams, этому раритету 103 года. В 1904 году открытый экипаж с серийным номером 20154 дебютировал на Парижском автосалоне, а годом позже был показан в Лондоне на Olympia Show. За всю свою историю Roll-Royce сменил всего троих владельцев и был тщательно отреставрирован в 1950-е годы. Ретроавтомобиль продемонстрируют широкой публике на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич на следующей неделе, а сами торги пройдут в декабре. Ожидается, что максимальная ставка на аукционе превысит 2 миллиона долларов.
Автоистория 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 |
||||||||||
Home | About | Services | Reviews | News | Contact Copyright © AvtoSL Journal
|